Основные праздники и памятные даты отмечаются в стране по лунному (еврейскому) календарю; год при этом начинается осенью (месяц “Нисан”- сентябрь - октябрь) и григорианские праздничные даты Израиля непостоянны. Жители страны, однако, твердо знают, когда наступит очередной праздник.

Бог (наверно, для удобства евреев) устроил так, что основные праздники выпадают на весну и на осень; в Израиле их так и называют: “Весенний” и “Осенний” праздничный цикл. Кроме того, чтобы еще более запутать туристов, все праздники начинаются вечером накануне праздничного дня и заканчиваются ровно через сутки вечером: так,  суббота начинается пятничным вечером (после появления первой звезды) и заканчивается в субботу вечером.

Вообще, еженедельная суббота (Шабат) – основной и самый главный праздник израильтян. Соблюдение субботы и прекращение ежедневной рутинной работы в этот день – одна из десяти библейских заповедей. Еженедельное празднование субботы имеет два обоснования. Во-первых, суббота связана с сотворением мира: Он шесть дней тяжко работал, а на седьмой, в субботу, отдыхал. Во-вторых, именно в этот день Он вывел евреев из Египта, освободив их от рабства; так и каждую субботу израильтянин освобождается от рабства  опостылевшей повседневности. 

Вечером в пятницу с началом субботы (“Субботы”!) хозяйка дома зажигает субботние свечи, устраивается праздничная трапеза. В этот день положено посвящать себя молитвам, и ни в коем случае не производить действия, нарушающие святость: денежные расчеты, повседневную работу, поездки и пр. и пр. Правда, сегодня следуют этому далеко не все: израильтяне, к негодованию ортодоксальных верующих, ездят на автомобилях, развлекаются, а некоторые даже – о, ужас! – работают.   

Примерное соответствие лунных и григорианских месяцев:

“Нисан“:  март–апрель; “Ияр“: апрель–май; “Сиван“: май–июнь; “Таммуз“: июнь–июль; “Ав“: июль–август; “Элул“: август–сентябрь; “Тишрей“: сентябрь–октябрь; “Хешван“:  октябрь–ноябрь; “Кислев“: ноябрь–декабрь; “Тевет“: декабрь–январь; “Шват“: январь–февраль; “Адар“: февраль–март.  

Праздники и памятные даты по лунным месяцам (в скобках – даты на 2019 г.): 

 Тишрей 

Рош Ха-Шана  (29 сентября – 1 октября) – еврейский Новый год. Согласно традиции, в эти дни Он решает судьбу каждого на предстоящий год. Однако, Он милостив, и еще есть шанс повлиять на Его решение. С этой целью человеку дается десять дней молитв и раскаяния (т.наз. “Десять дней раскаяния”), после которых в Йом-Кипур Его решение становится окончательным. Праздничная трапеза в эти дни должна включать мед и яблоки –  “чтобы следующий год был сладким”.  

Йом-Кипур или “Судный День”  (8-9 октября) – важнейший из всех дней в году. Завершает “Десять дней покаяния, и Он выносит свой окончательный вердикт на весь предстоящий год.  Это день особо строгого поста, запрещены еда, питье и всяческая работа. Пост в этот день соблюдают даже и многие светские евреи. Страна замирает: полная тишина, пустые дороги (кроме машин экстренных служб). Как ни странно, этот день очень любят дети: они свободно гоняют на велосипедах и самокатах по пустым улицам и шоссе. 

Суккот или “Праздник кущей”, т.е.шатров, в христианской традиции (13-20 октября) длится семь дней. Принято трапезничать в “сукке” (специальном шатре), как это делали предки во время странствий по Синайской пустыне. “Сукку” устанавливают у себя во дворе, на балконе, общую для жителей многоквартирных домов – возле здания. В Иерусалиме огромная сукка, открытая для всех гостей, ставится от имени президента.    

Кислев 

Ханука  (22-30 декабря) – празднуется очищение Храма  Маккавеями после изгнания иноземных войск (165 г. до н. э.). В Израиле этот праздник – рабочие дни для всех, кроме школьников – школы не работают (его называют “детский праздник”). Принято давать детям небольшие (или большие – кто как хочет и может) праздничные карманные деньги, играть с особой ханукальной юлой. В память о чуде очищения, когда в Храме ритуальное масло закончилось, а светильники загорались сами собой, все дни праздника в каждом доме зажигаются ханукальные свечи – от одной свечи в первый день, двух – во второй и так до восьми – в последний.

 Шват 

Ту би-Шват (20-21 января) – “Новый год деревьев”. В Талмуде говорится, что деревья, увидев что людям дарован праздник Нового Года, позавидовали им и попросили Его установить и для них подобный праздник. Поскольку именно в месяце Шват деревья просыпаются после зимней спячки, это время и было избрано для их праздника. В Израиле этот день считается сельскохозяйственным и экологическим праздником, в этот день совершается массовая посадка деревьев и рощ.  

 Адар 

Пурим (20-21 марта) –  праздник памяти спасения евреев древней Персии от их истребления Аманом – тогдашним “премьер-министром” царя Артаксеркса. Все эти события подробно описаны в книге Эстер (Эсфирь). Во время Пурима не только разрешается, но и полагается пить вино, и не просто пить – в Талмуде утверждается, что выпить нужно столько, чтобы уже не различать, произносит ли человек проклятия Аману или благословения Мордехаю!  Пурим — карнавальный праздник, в забавные костюмы наряжаются и только дети, и взрослые – на улицах, на работу, за рулем…. Проводятся многолюдные карнавальные шествия, конкурсы и фестивали.

Нисан 

Песах  (19-26 апреля) – праздник в память об Исходе из Египта. В дни праздника запрещено употреблять в пищу не только хлеб, но и любые  мучные продукты, подвергшиеся закваске, а есть вместо них только пресную мацу. Во время Песаха положено совершить паломничество в Иерусалим. Праздник длится неделю: первый и последний дни – нерабочие, остальные – дни работы по сокращенному графику (т.наз. “праздничные будни”). Главное в этом празднике – особая пасхальная трапеза, все детали проведения которой точно регламентированы и скрупулезно соблюдаются: что есть, что и когда пить, что и когда говорить, какие тосты поднимать! Эта традиция жива не только в религиозных, но и в светских семьях. 

День памяти жертв Холокоста или День Катастрофы:Йом ха-Шоа”  (1-2 мая) – национальный день памяти и траура. Отмечается практически во всех странах мира как день памяти евреев –  жертв нацизма. В 10.00 в Израиле звучит двухминутная траурная сирена; страна замирает, все стоят и молча отдают дань памяти погибшим. Останавливаются и встают все, взрослые и дети – пешеходы, пассажиры, водители, дома или на работе. 

Ияр 

День памяти погибших в войнах Израиля и в терактах  (7-8 мая) – государственный траурный день, день памяти павших солдат Армии обороны Израиля, полицейских, бойцов служб безопасности и тысяч жертв терактов. Во многих  государственных мероприятиях присутствуют высшие представители власти и армии. День начинается накануне в 20:00  с сирены, во время которой все стоят молча, чтя память павших. Главная официальная церемония проводится у “Стены Плача” в Иерусалиме, при этом флаг Израиля опускается на половину высоты флагштока.

В 11:00 следующим утром звучит особенно пронзительная  сирена, во время которой израильтяне снова стоят молча. В это время , как и в День Катастрофы, все, независимо от того, где находятся (дома ли, идут ли по улице, едут на машине или поезде),  стоят по стойке “смирно” все время звучания сирены!

День независимости (8-9 мая) – главный светский праздник в стране,  день провозглашения независимого Государства Израиль. Накануне вечером начинаются массовые гуляния, фейерверки и всеобщее веселье. Это – единственный нерабочий праздничный день в стране, когда иудаизм не запрещает езду и зажигание огня;  поэтому все население, в особенности религиозные жители, в массовом порядке устремляются на природу, где предаются излюбленному занятию израильтян – жарят мясо на огне.   

Лаг ба-Омер или 33-й день месяца Омер (22-23 мая) – день кончины рабби Шимона Бар Йохай, автора главной книги каббалистов “Зоар”. Один из любимых праздников у детей всех возрастов. Вечером по всей стране разводят множество костров в память Шимона бар Йохай. Ночью верующие посещают его могилу на горе Мерон.

День Иерусалима (2 июня) – посвящен освобождению восточного Иерусалима в ходе т.наз.”Шестидневной войны” 1967 г. Тогда был установлен полный контроль над всем городом (в том числе – над  Храмовой горой и Стеной Плача) и восстановлена историческая связь евреев с Иерусалимом. 

Сиван 

Шавуот,  или в христианской традиции “Пятидесятница” – (8-9 июня). Согласно писанию, в этот день при Исходе из Египта на горе Синай Бог даровал Моше (Моисею), а через него – всем евреям Тору

Религиозные традиции советуют посвящать день молитвам и изучению Торы. Особенно многолюдно у Стены Плача в Иерусалиме. Традиционная праздничная трапеза в этот день состоит из молочных и мучных блюд, в память о том, как евреи, вернувшись в походный лагерь от горы Синай, не успели “откашеровать” посуду и не ели мясное – только молочное.

Ав 

Девятое Ава (11 августа) – дата разрушения Первого и Второго Иерусалимского Храмов. По странному совпадению, не поддающемуся никакому логическому объяснению, точно в 9-й день лунного месяца Ав  произошло множество трагических событий еврейской истории (впрочем, для верующего иудея здесь нет ничего странного, и человеческая логика вовсе не применима: просто именно этот день Бог избрал для наказания еврейского народа, а кто может понять Его мотивацию?): 

1095 г. – начало первого крестового похода, убиты десятки тысяч евреев, уничтожено множество общин; 1146 г. – второй крестовый поход и погромы в  Германии и Франции; 1290 г. – изгнание евреев из Англии, 1306 г. – из Франции, 1492 г. – из Испании. 

1555 г. – евреи Рима переселены в первое в истории гетто; 1567 г. – согнаны в гетто все остальные евреи Италии. 

1648 г. – резня сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии (Богдан Хмельницкий и сподвижники). 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1942 г. – депортация евреев в лагеря смерти из Варшавского гетто, открытие лагеря смерти Треблинка.

Это – день очень строгого поста с полным запрещением еды, питья, купания и сексуальных контактов (честно сказать, пост соблюдают далеко не все). 

Пятнадцатое ава (“Ту бе-Ав” или “День Влюбленных”) –  (16 августа). Израильский аналог Дня Св. Валентина на Западе. Полагается делать подарки  любимым; день особо благоприятен для свадьбы.  

В каждый из израильских праздников (разумеется, кроме постов и траурных дней) народу предписано веселиться (что израильтяне неукоснительно соблюдают); организовать праздничную трапезу для семьи и гостей со всеми положенными для этого дня церемониями. В соответствии с указаниями Талмуда, праздновать положено и израильтянам, и всем находящимся в стране иноземцам. Так что – приезжайте во время наших праздников, присоединяйтесь к всеобщему веселью!