Члены национальных и религиозных меньшинств страны обладают полным набором гражданских прав и обязанностей. Официальные власти обеспечивают общины финансовой и культурной поддержкой.
Черкесы
Сами они называют себя “Адыги”, появились в Израиле после Русско-Кавказской войны в 1864 г. После поражения часть черкесов – из тех, что не пожелали оставаться в России – переселились в Османскую империю, а часть – на территорию тогдашней Палестины.
Этнически черкесы относятся к западно-кавказским народностям. В Израиле свыше 5000 черкесов – граждан страны; они проживают, в основном, в Галилее – в поселках Кафр-Кама (своеобразная “столица” израильских черкесов) и Рехания. Черкесы – умеренные мусульмане-сунниты. Их основное занятие – сельское хозяйство.
Еще во время Войны за независимость черкесы, встав на сторону молодого государства, организовали успешно сражавшийся отдельный “Черкесский кавалерийский отряд”. И сегодня они считаются отличными солдатами; после срочной службы многие из них становятся кадровыми офицерами ЦАХАЛ, полиции, пограничных войск и подразделениях безопасности Израиля. Черкесы – истинные патриоты Израиля, даже имам новой мечети в Кафр-Каме – подполковник запаса ЦАХАЛ (!).
Уровень жизни израильских черкесов выше среднего по стране. Их села, дома, дороги, школы и больницы очень благоустроены. В программу черкесских школ входит, кроме иврита, адыгейский и арабский языки. Выходит журнал “Черкес” (на адыгейском и иврите), работает черкесский хореографический ансамбль и Израильский Институт изучения кавказских народов с отделениями в Кафр-Каме и Рехании.
Армяне
Численность общины в Израиле – более 25 000. Впервые они появились здесь аж в 1 в. до н. э., осев на территории современного Израиля с армиями царя Тиграна Великого. После геноцида 1915 года община увеличилась за счет уцелевших турецких армян.
Основная часть израильских армян проживает в Армянском квартале Иерусалима и Яффо. Община – весьма сплоченная и довольно замкнутая, браки заключаются только внутри. Часто молодые армяне находят пару в Армении. Практически все израильские армяне – христиане, относящиеся к монофизитской Армянской Апостольской Церкви. В Иерусалимском соборе Св. Иакова расположен автономный патриархат Армянской Апостольской церкви с руководителем в сане архиепископа. Рядом – духовная семинария со студентами из Израиля, Армении и армянской диаспоры.
Работает Союз Армян Израиля “Арарат”, общественная организация “Наири”, выпускается газета “Israelahayer” (“Израильские армяне”).
Цыгане
В Израиле представлены двумя группами: цыгане-дом и цыгане-рома. Цыгане-дом (“египетские” или “восточные” цыгане) – мусульмане, издавна живут на территории современного Израиля, говорят на языке “домари”. Личные имена у представителей -дом арабские, но одновременно у каждого из них есть и свое цыганское имя. В Израиле более 200 семей этой этнической подгруппы, большинство проживает в Иерусалиме. Женятся и выходят замуж они только внутри замкнутой общины, стремясь всячески избежать ассимиляции. Рождаемость – очень высокая.
Цыгане-рома – (европейские цыгане ) – переселились в Израиль в соответствии с “Законом о Возвращении” как члены смешанных семей. Начиная с 1990 г. в Израиль в составе т..наз. “Большой алии” прибыло большое количество русскоязычных цыган. Их численность оценивается в 20-25 тыс человек. Все они – равноправные граждане страны, и, несмотря на то, что ранее проживали по всему пространству СССР, сегодня ничем не отличаются от других русскоязычных израильтян.
Работает “Общество цыган Израиля”, созданное израильскими цыганами – представителями интеллигенции. Ими же основана “Цыганская виртуальная сеть” (“Roma Virtual Network”) – официальное СМИ, представляющее “Международный Союз Цыган”.
В 2017 г. в Иерусалиме прошел “еврейско-цыганский форум”, где ряд ученых пытались доказать еврейское происхождение цыган, объявив их потомками потерянного колена Шимона (?!). Так ли это – трудно утверждать, однако определенная близость культурно-бытовых обычаев евреев и цыган, несомненно, существует.
Бахаи
Слово произносится с ударением на последнем слоге: так называют себя сторонники религии ”бахаизм”. Сегодня в мире насчитывается более 6 млн. бахаистов, все общины объединены в “Международное Сообщество Бахаи”.
Основатель религии, возникшей в XIX в., – Мирза Хусейн Али, известный впоследствии как “Бахаулла” (по арабски “Слава Божия”). Он и его сторонники утверждали, что после Мухаммеда начался новый этап в истории человечества; первый его пророк – Бахаулла, за ним когда-нибудь придет последний пророк, имя которого пока сокрыто. Власти в 1853 г. выслали Бахауллу – вначале в Стамбул, а затем до самой смерти (в г. Акко в Израиле в 1892 г.) он подвергался дальнейшим гонениям и ссылкам.
У бахаи нет служителей культа. Их вероучение сводится к следующим положениям: Бог – единственный творец всего сущего; “Сатана” и “Ангелы” не существуют, Сатана – это обозначение всего зла природы человека, а ангелы – совершенные души, перешедшие в иной мир. Для провозглашения людям истины Бог периодически посылает им своих пророков. До Бахауллы таких было семь: Кришна, Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус и Мухаммед. Все существующие религии бахаи считают отдельными ветвями единого учения Бога. Рай в бахаизме – близость к Богу, а ад – удаление от Него, пребывание грешников в аду – процесс перевоспитания их душ.
Стать бахаи просто. Если претендент признаёт Бахауллу пророком, признаёт принципы бахаизма и согласен с административным устройством общины, то ему достаточно на богослужении публично сказать: “Объявляю себя бахаи”.
Высший идеал бахаизма – единое человечество, единый язык, единое мировое государство, демократическое общество с вечным миром. Дети бахаев в 15 лет могут выбрать для себя любую религию, и вовсе не обязательно бахаизм; в их семьях есть и мусульмане, и христиане, и иудеи. Религиозная рознь принципиально отвергается бахаизмом.
Святыни бахаистов (мавзолей в Хайфе и святыня Бахауллы в Акко) включены в мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Во главе бахаизма – “Всемирный дом справедливости” с девятью членами, избираемыми на съезде представителей отдельных общин в Хайфе. “Дом справедливости” руководит деятельностью всей организации и курирует святые места в Акко и Хайфе. Бахайская община как самостоятельная организация официально аккредитована при ООН. Примерная численность активных бахаи в Израиле оценивается в несколько сотен человек.
Масоны
Впервые появились в Израиле в 1868 г. когда была учреждена первая в Палестине ложа. После провозглашения Независимости их количество в стране заметно выросло за счет новых масонов, прибывших в составе репатриантов.
С масонской точки зрения, масоном можно быть, относясь к любому монотеистическому вероисповеданию. Правда, и католики, и православные резко отвергают масонство; протестанты же относятся к этому течению заметно более терпимо.
Ассоциации масонов (“Ложи”) в каждой стране объединены в “Великие Ложи”. Великая ложа Государства Израиль руководит деятельностью более чем 50 местных лож, в том числе и русскоязычной масонской ложи “Моцарт”. Имя ее напоминает о великом композиторе, который был активным масоном.
Масонство – не религия, но этическая система взглядов и положений. Принципы масонства основаны на монотеистических религиях; в масонских обрядах используются и Ветхий, и Новый Завет, и Коран. Для масонов необходимо прежде всего нравственное совершенствование и духовный рост. Масоны почитают единственного бога, оставаясь в рамках своей религии; активный монотеизм для масона обязателен. При этом масонство не касается конкретных религиозных взглядов своих членов. Для масона обязательно следующее: лояльность к власти; усердная работа на пользу общества; благотворительность. В масонских ложах Израиля, скорее всего, несколько сотен активных членов.
Самаритяне
В переводе с иврита “шомроним” (“хранители”) – религиозно – этническая группа (около 1000 чел.), более половины из них проживает в квартале Неве-Пинхас (Холон), остальные – в районе горы Гризим (пос. Кирьят-Луза).
Самаритяне полагают, что они они – единственные, кто хранит верность подлинным обычаям и установлениям народа Израиля. По их мнению, некогда Бог пребывал именно на горе Гризим. Во время правления Эли (10- 11 в. до н. э.) большинство евреев покинуло это святое место, там осталась лишь часть колена Иосифа, с которым самаритяне себя идентифицируют, и, таким образом, они остались единственными хранителями и наследниками аутентичных традиций иудаизма.
Около 450 – 440 г.г. до н. э. был возведен храм на горе Гризим и произошел разрыв между евреями и самаритянами. Во времена правления Септимия Севера осложнились отношения самаритян также и с Римом: они не считались евреями, им было запрещено следовать обычаям иудаизма. При арабском владычестве численность народа резко уменьшилось – от 350 тыс. до нескольких сотен человек. Самаритяне были подвергнуты гонениям, их принуждали отречься от своей веры и переходить в ислам. По иронии судьбы, спасение пришло от евреев: в 1842 г. тогдашний главный раввин А. Гагин официально причислил самаритян к иудеям, и они избежали насильственной ассимиляции. Сегодня самаритяне свободно исповедуют свою религию; в Холоне работает самаритянский центр, Институт изучения самаритян, целый квартал выделен для самаритянской общины. Они – вполне лояльные граждане страны, работают, молодежь охотно служит в ЦАХАЛ.
Основные положения веры самаритян:
= Бог един;
= Моше (Моисей) – единственный пророк Бога;
= Тора (Пятикнижие) единственный источник веры;
= Святое место – только гора Гризим, но не Иерусалим;
= Некогда придет Мессия, что будет началом конца света.
На время главного праздника самаритян – Песах вся община переселяется из своих мест проживания на гору Гризим, в самаритянском квартале Холона не остается никого! Туристские бюро в это время организуют специальные экскурсии на гору Гризим, что поощряется старейшинами общины.
Мужчины самаритян по субботам и праздникам непременно надевают рубашку в полоску (в память того, что библейский Иаков подарил именно такую своему любимому сыну Иосифу). Самаритянский священник (священник, а не раввин!), как указано в Торе, не стрижется и не бреется.
Другие меньшинства – граждане Израиля.
Русские: это и украинцы, и белорусы, и другие русскоговорящие (не евреи) выходцы из СССР и стран СНГ). Таковых насчитывается в стране более 200 тыс. К ним относятся, главным образом, члены семей репатриантов, супруги израильтян, лица, получившие гражданство в рамках воссоединения семей, трудовые мигранты, получившие гражданство Израиля.
Представители различных этносов Европы, обеих Америк, Азии и Африки – граждане страны, не относящиеся к евреям, арабам и другим национальным меньшинствам; их количество трудно оценить, т.к. в израильских документах, удостоверяющих личность гражданина, национальность не указывается.
Все эти меньшинства не объединены в национальные общины, и в быту, как правило, ничем не отличаются от остальных израильских граждан.