Монастырь Святого Креста

Этот комплекс относится к юрисдикции Иерусалимской православной церкви, его насельники - преимущественно греческие монахи. Святыня располагается в Иерусалиме, немногим ниже Кнессета и Музея Израиля. Внешний вид храма необычен. Он напоминает мощную крепость. Стены его, выдержав приход нескольких армий, стоят и поныне.

Легенды об основании

 

Монастырь – один из древнейших на всей Святой земле. Неудивительно, что с его созданием связано сразу несколько легендарных историй. Одна из них  гласит, что обитель возникла в IV в. при Константине Великом, стараниями самого императора и его матери – св. Елены.

Второе предание связывает обитель с царем Иберии (Грузии) Татианом, который в V в. совершил паломничество на Святую землю и решил возвести монастырь на участве, подаренном Константином Великим одному из предыдущих царей Иберии Мириану III.

Третья легенда датирует монастырь более поздним периодом. Повествование говорит о том, как император Ираклий I (610 – 641 гг), победив персов, до своего входа в Иерусалим установил лагерь на месте, где росло дерево, давшее материал для Св. Креста. Тут по приказу императора и построили монастырь. Найденные мозаики и артефакты датируют основание монастыря между правлениями Юстиниана I (527 – 565 гг.) и Ираклия I (610 – 641 гг.).

Монастырь в Средневековье

 

Для многих обителей приход мусульманских правителей (особенно таких, как халиф аль-Хаким) обернулся трагедиями и разрушениями. Не миновала  участь сия и эту почитаемую обитель.

В 1017 г. притеснения христиан ослабели. Мусульманские властители разрешили восстановление разрушенных храмов и монастырей. Наиболее активно реставрационные работы шли при Михаиле IV (1034-41) и Константине IX (1042-54), которые жертвовали значительные суммы Патриарху Иерусалимскому. Деньги на реставрацию монастыря Святого Креста выделил царь Иберии (Грузии) Баграт III. Работы продолжались до 1099 г., когда пришли крестоносцы. Во времена владычества европейцев храм перестраивался. Были заменены мозаичные полы византийского периода, восстановлены основные постройки монастыря, сделаны новые росписи. Братия монастыря состояла в основном из греков и иберийцев (грузин). Благодаря щедрости царей (особенно Давида IV Строителя) росло хозяйство обители и укреплялось её экономическая мощь.

Расцветом для монастыря были времена царицы Тамары I Великой (1166–1213). В этот период в монастыре побывал известный во всем мире грузинский поэт и государственный деятель Шота Руставели.

В XIII в. мамлюки почти на 50 лет изгнали монахов из обители. Урегулировать ситуацию и добиться возвращения жителей в монастырь удалось только при помощи императора Андроника II Палеолога.

При Османах с 1517 г. началась эпоха турецкого владычества. Турки плохо относились к грузинам, начались бытовые интриги и противоречия внутри братии. Очень скоро монастырь расформировали. Накопившиеся долги привели к тому, что обителью завладели кредиторы. Иерусалимский патриархат выплатил долги общины и принял общину в свою юрисдикцию. Некоторое время тут функционировала богословская школа.  

Наши дни

 

Сейчас монастырь стал фактически музеем. Тут хранится ценная святыня – дерево,которое посадил Лот сразу после своего бегства из Содома. Оно же, как считается, было использовано для Святого Креста.

Изюминка интерьера – росписи, датируемые XII – XVII вв., на одной из них запечатлен сам Шота Руставели. Поэт похоронен тут же, в церкви монастыря.

 

Информация